Чаганская летопись

Описания городка, воспоминания жителей, обсуждение плана и карты и все о Городке

Модераторы: Тамкина Людмила Михайловн, Alex Gor

Заинтересовала ли вас идея "Чаганской летописи"?

Заинтересовала, думаю поучаствовать в ней.
13
68%
Заинтересовала, но участвовать в дополнении вряд ли буду.
6
32%
 
Всего голосов: 19

Аватара пользователя
CROCUS
Admin
Сообщения: 3839
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00
Откуда: Екатеринбург (Свердловск)
Контактная информация:

Чаганская летопись

Сообщение CROCUS »

Изображение
Не в наших силах было сохранить Чаган,
но в наших силах сохранить память о Чагане,
где мы жили, трудились, учились и любили!

Ильин Александр Васильевич


Уважаемые чаганцы!

Предлагаем вам принять участие в создании «Чаганской летописи».

Пребывание в Чагане так или иначе отразилось на судьбе каждого из нас. Для многих Чаган стал Родиной. В Чагане мы служили и учились, работали и занимались спортом, просто жили и не подозревали, что великая история проходит совсем рядом.

Сегодня в век информации и благодаря интернету мы много знаем и о «холодной войне», и о ядерных испытаниях, и о Дальней авиации. А в середине прошлого века все эти темы были закрыты завесой секретности. Тогда об этом даже мы, дети, жившие там, имели очень мало представления. А что уж говорить о других!

В то время безопасность страны требовала создание атомного оружия, средств его доставки на территорию вероятного противника, воздушного патрулирования, разведки и защиты воздушного пространства. Темпы создания оружия и самолетов были очень высокими. Но обычные жители страны и не догадывались о том, сколько потребовалось сил для решения этих проблем в сжатые сроки.

Ведь все было впервые: и сами самолеты, которые надо было осваивать и дорабатывать совместно с проектировщиками, и подготовка самолетов к полету, и осмотр, и выявление дефектов, и решение всех технических и эксплуатационных вопросов, и организация полетов, и связь, и само ядерное оружие. И многое, многое другое… Это была тяжелая работа - и в жару, и в стужу. В нашем представлении – это был огромный завод под открытым небом.

Знаний, полученных в военных академиях и на курсах усовершенствования инженеров, не хватало. Необходимо было при поступлении новой техники совершенствоваться самим. Такая работа требовала не просто исполнителей, а людей неординарных, с творческим мышлением. Людей, которые действительно любили свое дело. Да и ответственность за то, что ты несешь под брюхом самолета, должна быть соответственная. В этот период авиация была в расцвете и туда подтягивалась элита общества, шли самые-самые…

Наши отцы ежедневно соприкасались с ядерным оружием, испытывали новую технику, нарабатывали часы полета, чтобы в любую минуту быть готовым к боевой задаче по предотвращению угрозы глобального конфликта. Недосыпая, тратили свои силы на созда-ние ядерного щита нашей Страны. И при этом слово «война» в лексиконе наших родителей просто отсутствовало. Они защищали воздушное пространство страны, летали над океаном и обслуживали самолеты с риском для жизни, и вместе с тем создавали семьи, воспитывали детей. На степных просторах на пустом месте в своем городке им удалось создать неповторимую культуру, сделать своих детей счастливыми и самодостаточными. Может, поэтому Чаган до сих пор остается в наших сердцах и в нашей памяти?

Изменение политической ситуации, начало «перестройки», распад СССР, появление альтернативных видов оружия - все это так или иначе повлияло на решение руководства Вооруженных Сил расформировать 79 ТАБД, а Чаган закрыть. Сколько судеб поломалось в те годы у людей, поставивших свою жизнь на карту Дальней авиации? А сколько людей ушло из жизни раньше срока из-за соседства с ядерным полигоном? Кто сейчас ответит?

В наше время тотальная власть рынка постепенно завоевывает все сферы нашей жизни. Появились другие направления деятельности, другие приоритеты. Происходит смена идейных и нравственных ценностей. Человеческие качества, которые были востребованы ТАМ и в ТО время, завтра могут быть утеряны навсегда. Следующему поколению, наверное, будет очень тяжело понять, как можно было на ВСЕ ЭТО потратить свою жизнь. Но молодежь должна строить современное общество и идти в гору. А для этого необходимо познавать науки, выдерживать стрессы и сопротивляться соблазнам, опираясь на Историю своей Семьи и историю своей Родины. Ради этого стоит рассказывать и сохранять ИСТОРИЮ Великой Страны и великих «простых» людей. Но сделать это можно только всем миром.

Конечно, об этом задумывались многие бывшие чаганцы. Поэтому и появились вос-поминания, рассказы о разных аспектах нашей чаганской жизни. Участники чаганского форума делились рассказами, многие из которых имеют кроме исторической и немалую лите-ратурную ценность. В чаганском фотоальбоме выложено множество архивных фотографий. Спасибо большое авторам, которые не поступились на эмоции, время и усилия!

Нам же показалось важным, кроме того, восстановить хронику событий прошлых лет, включая историю создания и жизни Чагана через призму его миссии в истории Страны. Это поможет нам создать полную картину происходящих событий в те времена. Хронику событий мы назвали «Чаганской летописью» и разместили на чаганском сайте и с фотографиями – на сайте "Чаган-транзит". Рабочий текущий вариант «Чаганской летописи» доступен также в виде файла.

Все свои дополнения к «Чаганской летописи», рассказы и воспоминания можно присылать по адресу chagan-history@yandex.ru, обсуждение - на форуме здесь. По мере накопления материала мы будем обновлять «Чаганскую летопись» и информировать Вас об этом.

Редколлегия:
Галина Клемпач
Марина Кузмичева
Юрий Шафран
Коллаж Николая Пилипенко
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Очевидец
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 янв 2008 20:28
Откуда: Центр

Первые Чаганские офицеры

Сообщение Очевидец »

В Великий День Победы 8-9 мая 2012г :
Они в битвах решали судьбу поколений
ИзображениеЛогутов Василий Тимофеевич
Мне удалось встретиться с одним из героев Великой Отечественной войны, ветераном подразделений Особого риска РФ,непосредственным участником ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Логутовым Василием Тимофеевичем 1925гр,который проживает в Воронеже.
Ему в 19 лет посчастливилось участвовать в составе 1-го Белорусского фронта, командовал которым Г.К.Жуков и 5 й ударной армии-командующий, дважды герой Советского Союза Берзарин.
Изображение
Василий Тимофеевич прошел всю Великую Отечественную войну. Особенно ему запомнился стремительный бросок из Польши до реки Одер в Германии. Для него война была закончена 2 мая 1945г в Берлине, оставил свой автограф на стене Рейхстага, был свидетелем, как Маршал Жуков тоже оставил надпись на стене Рейхстага. Генерал – полковник Берзарин, как командующий особо отличившейся армии, был назначен первым комендантом Берлина. И Василий Тимофеевич стал служить в центральной комендатуре Берлина. В городе оставались около 3 миллионов немцев и все заботы за их жизнь легли на плечи комендатуры. 8 мая 1945 г в составе Центральной Комендатуры Василий Тимофеевич сопровождал командование союзных войск для подписания Акта о Капитуляции Германии, он был очевидцем этих Великих событий.
После окончания войны был направлен на Семипалатинский полигон и 25 последующих лет были отданы тяжелой военной службе по испытанию ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Прибыл в состав строительных частей, как инженер-строитель,главный инженер он прибыл в район, где должен был быть построен городок Чаган и аэродром. Проводились изыскания, поиск сырья для бетона, которого требовалось огромное количество. Эти поля, вспоминает Василий Тимофеевич, были заросшими ковылем и очень атаковала саранча. Были поставлены реперные знаки.
Василий Тимофеевич ,он тот первый офицер,который вбил первый колышек в основание Чагана в 1954г в июне месяце и спроектировал основные сооружения военного городка Летчиков ДА, а к зиме солдат и первых офицеров поселили в первые деревянные домики.Попал под ядерный взрыв 1955г 22 ноября ,т.к один солдат не спрятался в укрытие ,а он как командир, за ним пошел и их накрыла ударная волна,отбросило на 100м,одежду разорвало и с тех пор он сильно заболел,55 лет болеет, очень слабый и очень добрый, никакой обиды и ропота по настоящему ,по мужски,но с обидой говорит о дозиметристах, говорит, всё знали про радиационный фон, все скрывали и не спасали людей,Смагулова не знает.Построил 7 аэродромов на Полигоне,в том числе и в Чагане..Был в государственной комиссии вместе с Зельдовичем,вместе отмечали удачное испытание,Зельдович посоветовал ему избавляться от радиации с помощью речных раков,научил как правильно это делать и удивительно ,что это его спасло,он выжил..
Изображение Грамота от самого тов.Сталина в День Победы 8 мая 1945г Логутову В.Т.
Изображение
Первые Чаганские офицеры и первые домики для личного состава Городка Летчиков в Чагане..
Изображение
Изображениеплановый отдел Военных строителей в/ч 11593,рядом с командиром Логутовым В.Т.моя мама Уварова Инесса Васильевна фото 8 марта 1978г-период подземных испытаний...
ИзображениеВторой слева мой отец-Уваров Николай Тихонович-военный строитель,в Чагане командир 582ЦАБ ОУСС №310 в/ч14397, в/ч14464,нач. штаба...всегда выручал Логутова В.Т. ...
Военные строители,участвовали в строительстве аэродрома в Чагане...
Изображение
Изображение Слева Командир военных строителей на Семипалатинском полигоне ,а справа Уваров Николай Тихонович..мой отец ,служил в в/ч 31516,52690,7 мая 2012г ему исполнилось бы 85 лет,но..Светлая ему ПАМЯТЬ и огромное спасибо за их жертвенный труд во благо Родины..
Нет большей ЛЮБВИ, чем отдать жизнь «за други своя» — за Россию и свободу до конца...
Последний раз редактировалось Очевидец 08 май 2012 22:39, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
CROCUS
Admin
Сообщения: 3839
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00
Откуда: Екатеринбург (Свердловск)
Контактная информация:

Re: Первые Чаганские офицеры

Сообщение CROCUS »

Очевидец писал(а):ИзображениеЛогутов Василий Тимофеевич
Очень интересная судьба. Огромное спасибо за материал!
Некоторые детали хотелось бы узнать по возможности:
1. Поточнее бы, кода именно Василий Тимофеевич приехал на полигон (в Чаган?).
2. Где Василий Тимофеевич был во время взрыва 22 ноября 1955 г.?
3. Семь аэродромов, думаю, это:
1 - собственно, Чаган;
2 - Талды (грунтовый);
3 - Шуга (грунтовый);
4 - на Берегу.
Какие еще три - если я правильно догадался насчет четырёх?

И еще: все-таки для меня неожидано тесно взаимодействовали - и в военном, и в человеческом плане - Чаган и Берег. Мне с детства казалось, что это - совершенно разные миры...
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Очевидец
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 02 янв 2008 20:28
Откуда: Центр

Первые Чаганские офицеры

Сообщение Очевидец »

Василий Тимофеевич прибыл на Семипалатинский полигон в Молдары уже в 1947,семья его:жена Антонина Александровна и двое сыновей(двойняшки) 1949 гр проживали сначала на квартире в Семипалатинске ,а затем в Курчатове..
Изображение
...в 1955г Василий Тимофеевич уже был вместе с семьей в Чагане,жили в первых домиках.Под взрыв 1955г 22 ноября он попал именно в Чагане,семья успела укрыться в подвале,по воспоминанию Антонины Александровны,вспышка была такой сильной,что она думала,что ослепла..
Нет надо думать,что Курчатов и Чаган это очень близкие нам миры нашего детства,т.к отцы в Чаган ездили из Курчатова в командировку и пропадали там месяцами,мы так дважды возвращались всей семьей в Чаган и жили там, так как отца направляли туда работать...помню только,что уходил в 6 утра и приходил в 22 часа очень уставший..Все на Полигоне начиналось с изнурительной работы именно военных строителей.а Аэродромы начали сразу строить с 1947года...Как жилой массив п.Чаган сформировался в 1958году,но на очень радиационно загрязненном месте и об этом летчики конечно догадывались...
ИзображениеЧаган 1960г
Изображение
Аватара пользователя
CROCUS
Admin
Сообщения: 3839
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00
Откуда: Екатеринбург (Свердловск)
Контактная информация:

Re: Первые Чаганские офицеры

Сообщение CROCUS »

Очевидец писал(а):Василий Тимофеевич прибыл на Семипалатинский полигон в Молдары уже в 1947, семья его: жена Антонина Александровна и двое сыновей (двойняшки) 1949 гр проживали сначала на квартире в Семипалатинске, а затем в Курчатове..
Спасибо, Лариса, за ответ!
Технический вопрос: нет ли возможности фотографии отсканировать (не фотографировать)? Очень жаль, что качество не лучшее. Надеемся...
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Аватара пользователя
Владимир Засухин
Admin
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 24 июн 2005 00:01
Откуда: 02UA

Сообщение Владимир Засухин »

На сайте чаган-транзит...
1966г. — 1975г.(?) Эйрих Виктор Андреевич точно не до 1975 года... Я прибыл в школу в 1982-м году - он еще был... Думаю, 1983-84 года - срок окончания его директорства...

И это... На фотографиях дозаправщик совсем не "Мясищев", а Ил-78 (2 раза) - верните самолёту добрую славу!!!
Мир Вам...
Клим
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00

Сообщение Клим »

Владимир Засухин писал(а): И это... На фотографиях дозаправщик совсем не "Мясищев", а Ил-78 (2 раза) - верните самолёту добрую славу!!!
Владимир, спасибо, что обратили внимание.
Если у Вас есть фотографии в соответствии с текстом,
пришлите, пожалуйста, по адресу chagan-history@yandex.ru
Клим
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00

Сообщение Клим »

Владимир Засухин писал(а):На сайте чаган-транзит...
1966г. — 1975г.(?) Эйрих Виктор Андреевич точно не до 1975 года... Я прибыл в школу в 1982-м году - он еще был... Думаю, 1983-84 года - срок окончания его директорства...
Владимир, у нас есть предварительная договоренность с Евгенией Викторовной, дочерью Виктора Андреевича Эйрих. Она обещала прислать автобиографию Виктора Андреевича. Думаю, этот вопрос будет снят.
Клим
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00

Re: Первые Чаганские офицеры

Сообщение Клим »

Очевидец писал(а):Василий Тимофеевич прибыл на Семипалатинский полигон......
Лариса, очень понравился твой рассказ.
Такие люди прожили скромно всю свою жизнь
и мало кто о них вообще знал.
Присоединяюсь к твоим словам
"Светлая ему ПАМЯТЬ и огромное спасибо за их жертвенный труд во благо Родины.. "
Последний раз редактировалось Клим 09 авг 2012 15:13, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Кузя
Сообщения: 1609
Зарегистрирован: 11 фев 2006 17:58

Сообщение Кузя »

Владимир Засухин писал(а): И это... На фотографиях дозаправщик совсем не "Мясищев", а Ил-78 (2 раза) - верните самолёту добрую славу!!!
Которму самолету вернуть добрую и у кого из них была худая слава? :) Присоединяюсь к Юре - буду очень благодарна за соответствующие тогдашним реалиям фотографии на эту тему надлежащего качества...
==== Отредактировано администратором====
Причина редактирования:
2. Запрещено:
- Оскорбление участников форума.
==== Ю. Шафран ====
Аватара пользователя
Владимир Засухин
Admin
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 24 июн 2005 00:01
Откуда: 02UA

Сообщение Владимир Засухин »

Кузя
Которму самолету вернуть добрую и у кого из них была худая слава?
Не, ну как Вы такое могли подумать! Самолеты, произведенные в СССР - вне конкуренции, ибо на такой элементной базе сделать та-а-кие самолеты - надо иметь гениальное мышление!
Ну а по поводу фото заправки в воздухе - то вот...
Изображение
И вот... Изображение

И, возможно, из истории самого самолёта Ту-95 (вернее - трагедий) - вот ТУТ...
Мир Вам...
Аватара пользователя
Тамкина Людмила Михайловн
Сообщения: 817
Зарегистрирован: 12 июн 2005 14:09
Откуда: Санкт-Петербург

Юре Шафрану;

Сообщение Тамкина Людмила Михайловн »

Юра, хорошо бы по Чаганской летописи составить оглаввление, т е разделы по темам, которые будут включены - это задача видимо редколлегии.
Тогда легче будет редактировать весь материал.
Аватара пользователя
Кузя
Сообщения: 1609
Зарегистрирован: 11 фев 2006 17:58

Сообщение Кузя »

Владимир Засухин писал(а):...
Ну а по поводу фото заправки в воздухе - то вот...
И, возможно, из истории самого самолёта Ту-95 (вернее - трагедий) - вот
Спасибо, Владимир
По поводу трагедий - в мою бытность в городке запомнила похороны экипажа ТУ-95-го, который кажется врезался в сопку. Но Слышала и другие версии гибели самолета. Может кто-то может что-нибудь рассказать про это более менее достоверно? Или хотя бы указать источники?
==== Отредактировано администратором====
Причина редактирования:
2. Запрещено:
- Оскорбление участников форума.
==== Ю. Шафран ====
Yuri_R
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 22 апр 2009 09:28
Откуда: Россия, Самара

Сообщение Yuri_R »

Написано, что командиром дивизии в 1969 был генерал-майор Волков.
Я как раз пришел служить осенью 1969. Насколько я помню, Волков был полковником. Ближе к концу моей службы, по разговорам, его забрали в Москву в академию генштаба, а комдивом стал Куликов.
Если я не прав, извините - 43 года прошло...
Но, почему-то запомнился Волков полковником.
Аватара пользователя
Виктор
Сообщения: 12882
Зарегистрирован: 01 янв 1970 03:00
Откуда: Семипалатинск-4. Чаган. А раньше Гаёк.

Сообщение Виктор »

Кузя писал(а):По поводу трагедий - в мою бытность в городке запомнила похороны экипажа ТУ-95-го, который кажется врезался в сопку.
В сопку на Камчатке врезался вроде не наш Ту-95, а из Серышево, что возле Благовещенска.
Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений.
http://favquote.ru/quotes/4215
Игорь Губерман.
Ответить

Вернуться в «Все о Городке»